Чай — история происхождения напитка

История возникновения чаяИстория возникновения чая зародилась в Китае. Она переплетается с множеством мифов, легенд и уходит корнями в глубокую древность. Одна из легенд гласит, что полезные свойства чая обнаружил 5000 лет назад император Китая, божественный земледелец Шэнь-Нун (имя переводится «Пахарь Духа»). Император путешествовал в поисках целебных трав, изучая их свойства, чтоб в дальнейшем с их помощью исцелять людей от тяжелых недугов. Шэнь-Нун изучая растения случайно натолкнулся на лист чайного дерева, в кипящую воду бросил ароматные и свежие чайные листья, когда попробовал отвар, восхищению его не было предела – напиток оказался на редкость вкусным и бодрящим. С тех пор чайному напитку отводилось особое отношение, врачеватели использовали чай, как драгоценное лекарство и называли «лекарством от ста болезней». В «Трактате о пище» Шэнь-Нуна отмечено: «чай дает телу – силу, уму – удовлетворение, воле – решительность».

Согласно иной древней легенде, чай был открыт знаменитым проповедником буддизма, первым патриархом чань-буддизма Бодхидхармою. В один из моментов борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло великолепное растение – известный всему миру чай. Монах попробовал заварить напиток из листиков чайного растения и обнаружил, что он прогоняет сон и очищает разум. И с тех пор из чайного куста изготавливают бодрящий напиток, избавляющий от сонливости. На сегодняшней день трудно сказать, достоверны ли эти легенды.

Первоначально чай использовался как лекарственное средство, свежие листики чайного куста употребляли в сыром виде, тщательно пережевывая. Через некоторое время чайные листья начали варить в воде, получая чайный отвар и ели, как похлебку или суп.

Мировые историки считают самыми точными сведения, составленные ученым Гу Янву, который писал, что употребление чая в Китае началось тогда, когда династия Цинь (221-206 до н.э.) завоевала область Ва Шу (Сычуань), где в то время уже были налажены сбор и производство чая.

Последующее распространение чайный напиток получил в период правления китайской династии Хань (202 – 220 до н.э.) и широко использовался как лекарственный напиток, который просветляет ум и очищает организм от ядов. В древнем трактате «Изначальная книга божественного дракона» записано: «Чай по вкусу горький. Когда человек его пьет, то лучше мыслит, спать ему хочется меньше, тело приобретает легкость и зрение проясняется». Когда время династии Хань подошло к завершению, чай уже был не только лекарственным средством, но и широко известным повседневным напитком. Традиция употребления чая вышла за пределы императорских резиденций и распространилась в народе. Чаепитие постепенно перерастало в народный обычай. После заката династии Хань, во времена Троецарствия чай даже начал замещать вино – на празднествах тонизирующее действие чайного напитка предпочитали хмельному. В это же время, появляется технология прессования чая в блин.

При правлении династии Суй (581-618 гг.), китайцы начали обмениваться различными сортами чая, технологиями обработки и приготовления чая, тем самым совершенствуя чайное мастерство.

Важнейший период в развитии чая – VIII век и время правления династии Тан (618-907 гг.). Этот период называют «золотым веком чая» и в это время у чая появляется отдельный иероглиф. Чайная культура распространялась благодаря буддийским и даосским монахам.

В первый год правления династии Тан была написана знаменитая книга об истории чая («Чайный канон»), в которой Лу Юй подробно и доходчиво описал способы выращивания чая в различных регионах, технологии производства чая, свойства чайного дерева, а также он изложил подробные рекомендации по завариванию чайного напитка и способы чаепития. Лу Юй классифицирует чай на 4 типа: грубый, рассыпной, порошковый и прессованный. Для производства высокосортного чая он рекомендует собирать молодые листики и типсы (почки), а не старый лист. Публикация «Чайного канона» привела к распространению традиции чаепития среди населения Китая и завоеванию этим напитком новых территорий. В это время чай распространился по всему Китаю, сформировались чайные провинции: Аньхой, Гуанси, Гуйчжоу, Гуандун, Сычуань, Цзянси, Цзянсу, Чжэцзян, Хэнань, Хубэй, Фуцзянь, Юньнань, Хунань. Чайный напиток пили все, начиная от высшей аристократии и заканчивая бродячими нищими.

На смену Тан пришла династия Сун (907-1279 гг.), при которой чайное дело достигает максимального размаха. Начали появляться чайные домики, в которых продавали готовый заваренный чай. Производство чая распространяется на юго-восток области Фуцзянь, а технология производства чая совершенствуются, происходит переход от прессованного к употреблению порошкового или рассыпного чая, возникает чайный купаж – к чаю добавляют различные цветы. В это время среди аристократической и творческой элиты приобрели популярность чайные соревнования, которые получили развитие в последующие эпохи. Появляются первые улуны. В период династии Сун чай стал активно распространяться в соседние страны по караванным путям.

В период династии Юань (1271-1368 гг.) происходит окончательный переход на употребления рассыпного чая, его перестают варить на огне и переходят к завариванию кипятком, предварительно подогрев посуду.

При правлении династии Мин (1368-1644 гг.) прессование чая в лепешки постепенно начало уходить в прошлое и стали развиваться новые технологии обработки чайного листа. Происходит окончательный переход к современному завариванию, появляется много знаменитых зеленых, красных черных и ароматизированных чаев. Одновременно развивается добавление орехов, каштанов и сухофруктов в чай. Также в то время был создан синий и белый фарфор, появились знаменитые не глазурованные, красновато-коричневые исинские чайники.

В эпоху правления династии Цин (1644-1911 гг.) тип обработки зеленого чая делится на 3 вида: пропаренный, прожаренный и высушенный на солнце. Китай продолжает создавать много новых и душистых сортов чая, в том числе и Улун.

Поскольку англичане импортировали чай через Фуцзянь, то на местном диалекте здесь для этого напитка стали использовать слово «Тэ». В других провинциях Китая для обозначения чая было и остается наиболее распространенным слово «Ча».

Чай — история происхождения напитка

И сегодняшний период можно назвать эпохой расцвета китайского чая, будущее которого обещает быть таким же интересным, как и прошлое.